Вы используете устаревший браузер.
Для того, чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из современных браузеров!
Авторизуйтесь
И перед вами будет еще больше возможностей!

Кооперативное движение и туризм: взаимовыгодное партнерство

Опубликовано в журнале «Микрофинанс+» №2 (11) 2012 г., стр. 39-41

Сегодня во многих кооперативах можно наблюдать ситуацию, при которой практически постоянно в фонде финансовой взаимопомощи без работы лежат «мертвым грузом» свободные денежные средства. А так хочется руководителям кооператива раздать эти средства небольшими объемами большому количеству пайщиков… Но встает резонный вопрос: под решение каких проблем предложить пайщикам взять заём? А почему бы в такой ситуации не предложить им получить заём и поехать отдохнуть, подлечиться или же поучить своих детей?

Почему бы не начать в нашем кооперативном сообществе активно развивать такое направление, как туризм и отдых?

К сожалению, в сегодняшнем кооперативном движении России наблюдается тенденция, при которой многие организации продолжают на протяжении нескольких лет предлагать, как правило, одни и те же продукты: займы и сбережения. Не расширяя, как говорят маркетологи, свою продуктовую линейку. Этому есть и объективные причины: в связи с введением в действие в 2009 году нового Федерального Закона «О кредитной кооперации», в последние два года львиную долю времени руководители кооперативов вынуждены были посвящать приведению внутренней документации в соответствие с обновленным законодательством, формированию СРО и другой сопутствующей этому процессу деятельности. И в основном направлять свои взоры и действия внутрь организации, а не ориентироваться на ее многогранное развитие.

А что нового в этом плане появилось за последнее время в банковской сфере? Например, значительное количество банков в послекризисные годы обратило свой взор на сферу развития кредитования отдыха физических лиц. В ряде банков такой кредит получил название кредитом на путешествие, кредитом на тур, кредитом на море и т.п. Это относительно новый вид краткосрочного целевого кредитования. Ещё в недавнем прошлом, чтобы оплатить путёвку, клиенты-заёмщики оформляли обычные нецелевые краткосрочные кредиты, кредиты на неотложные нужды или пластиковую кредитную карту, снимали деньги наличными и передавали их в туристическое агентство.

Однако с развитием сферы услуг кредитования и появлением целевых кредитов на отдых, брать взаймы у банка на покупку путёвки физическим лицам стало значительно выгоднее. Конечно, не каждая кредитная организация берётся оформлять такой договор, по статистике, менее 5% путёвок сегодня покупается в кредит, но число банков, работающих с кредитованием отдыха, с каждым днём растёт, а значит, спрос на данный вид кредитов имеется .

Банки значительно сократили срок рассмотрения заявки и выдачи денег – до 1 часа. Поэтому некоторые банки позиционируют этот вид кредитов как экспресс-кредитование. Решение о выдаче такого кредита может действовать в течение 3 месяцев. Срок кредита обычно достигает от 6 до 18 месяцев. Есть банки, предлагающие кредиты на отдых с рассрочкой от 3 месяцев до 4 лет. Многое зависит от суммы первоначального взноса. Как правило, она составляет от 15 до 30% стоимости путевки или тура. В ряде случаев возможен кредит и на 100%-ю стоимость отдыха.

В некоторых из источников указывается, что процентные ставки обычно составляют 13%-16%, хотя есть предложения и с 10%-12%-ми кредитами. Получение более выгодного кредита возможно при предоставлении документов о доходах. Процентные ставки зависят и от валюты, кредиты в рублях обходятся несколько дороже. Схема кредитования, как правило, аннуитетная. Большинство банков, выдавая кредит на отдых, предоставляют льготный период (грейс-период) от 1 до 3 месяцев, когда проценты по кредиту не начисляются вовсе.

Для получения кредита на сумму свыше 50-100 тысяч рублей требуется обеспечение залогом или поручительством, на меньшие суммы кредиты в большинстве банков выдаются без обеспечения.

К стандартному пакету документов на такого рода кредит заёмщик прилагает справку-счёт (договор на бронирование и т.д.) из туристического агентства. Большинство банков требует при выдаче такого рода кредита обязательно оформлять договор на добровольное страхование жизни и трудоспособности. Некоторые банки диктуют заёмщику, в какой именно страховой компании надо оформить страховой полис, а поручительство страховой компании зачастую играет роль обеспечения кредита. Сумма страховых выплат не должна быть ниже суммы, выдаваемой в кредит.

Чаще всего деньги перечисляются банком по безналичному расчёту. Договор кредитования может также оформляться непосредственно в офисе турфирмы, если она напрямую сотрудничает с каким-либо банком-кредитором.

Ряд крупных кредитных организаций предлагают в дополнение к кредиту на отдых кредитную пластиковую карту, которую можно использовать на дополнительные расходы в путешествии, снимая наличные как в России, так и за рубежом.

По мнению ряда аналитиков, недостатком банковского кредита на отдых является переплата за путёвку минимум на размер процентной ставки, а максимум (с учётом скрытых платежей, страхования и т.п.) на 40-50% .

Туристическая компания Кредо Тур была создана для того, чтобы помочь кооперативам в выборе качественного туристского продукта для своих пайщиков и сотрудников. При этом кооператив не вкладывает в создание турпродукта ни копейки. А наоборот, получает выгоду не только в виде бонусов, начисляемых нашим турагентством, но и приобретает возможность предложить своим пайщикам конкретный новый продукт – заём на отдых, обучение, лечение и т.п.

В нашем партнерстве появляется еще одно преимущество для кооперативов: возможность гибкого использования имеющихся в кооперативах денежных средств в течение года. Кооператив может покупать через Кредо Тур путевки или места в гостинице задолго до начала так называемого «высокого сезона». И, благодаря этому, отправлять в пик сезона своих пайщиков и сотрудников на отдых по ценам ниже рыночных.

Мы интересны и для кооперативного движения в целом, т.к. распространяем информацию о российской кредитной кооперации как системе. И на нашем сайте, и в повседневной работе. Таким образом, фактически без вложения собственных средств, кооперативное движение получает пусть не прямую, но косвенную профессиональную рекламную поддержку своей деятельности. Что в современной рыночной ситуации весьма немаловажно. И своей добросовестной работой мы также поднимаем авторитет кредитной кооперации в России. Мы, по сути, являемся проводником идеи, что в кооперативном сообществе можно не только приумножить свои сбережения и получить заём, но и качественно и не дорого отдохнуть.

Практика показывает, что ряды пайщиков кооперативов пополняются в последнее время и за счет владельцев так называемых «гостевых домов». Это движение получило серьезное развитие в последние годы в российской глубинке. Так вот, если кооперативы помогают этим инициативным людям финансово, то Кредо Тур оказывает им поддержку и информационную, и в области приобретения и совершенствования знаний и навыков.

Прочитав эту статью, каждый может сделать несложный вывод, что кооперация и хороший отдых – понятия не только совместимые, но актуальные и выгодные для всех.


Калиничев Вадим Львович
Генеральный директор
ООО «Туристическое агентство Кредо Тур»

Автор: shram
Опубликовано: 26.04.2013
comments powered by Disqus