Вы используете устаревший браузер.
Для того, чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из современных браузеров!
Авторизуйтесь
И перед вами будет еще больше возможностей!

Кооперация и туризм: история взаимовыгодного партнерства

Статья опубликована в журнале «Вопросы кредитной кооперации» № 2 (40) 2012 г., стр. 61-62


Когда я стал активно работать на стыке таких секторов, как туризм и кооперативное движение, появилась потребность узнать когда же это взаимодействие началось, было ли оно вообще до нас, а если было, то как развивалось.

Очень немногие специалисты знают, что современная концепция туризма для небогатой части населения нашей планеты - рабочих – получила зарождение во французском движении потребительских кооперативов.

В 20-х годах прошлого столетия кооперативное сообщество столкнулось с новой социальной проблемой. Из ряда действующих во Франции кооперативов стала поступать информация, подкрепленная статистическими данными, о том, что в некоторых регионах увеличилось потребления алкоголя рабочими. Толчком послужило принятие в 1919 году Международной организацией труда (МОТ) Конвенции, касавшейся сокращения продолжительности рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю. Рабочий день был сокращен, а взамен ничего, что способствовало бы занятости промышленных рабочих в свободное от работы время, предложено не было. Понимая, что что-то с данной ситуацией необходимо делать, руководители французских кооперативов забили тревогу. Было необходимо найти соответствующее решение, которое бы позволило остановить или хотя бы уменьшить опасную тенденцию.

Ответ кооперативами был найден в форме выработки предложений по организации досуга рабочих. В связи с чем в 1930 году Конгресс французской Федерации Потребительских Кооперативов создал «Comité national de loisirs» (Национальный комитет досуга). Сюда, в том числе, включалось управление совместными отелями, совместное использование загородных баз отдыха и другие, связанные с этим мероприятия .

Несколько позже, по предложению первого Генерального директора МОТ Альберта Томаса, в Международной Организации Труда был создан «Comité international du loisir» . Благодаря этому решению кооперативы сначала во Франции и Бельгии стали уделять больше внимания развитию туризма. Постепенно эта идея нашла своих сторонников и в Италии. Позже в этих странах появилось специальное законодательство, в соответствии с которым развивалось данное направление кооперации. Сегодня в таких странах Европы, как Германия, Греция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия мы можем встретить кооперативы, активно занимающиеся развитием туризма. Зачастую это направление называют «социальный туризм» .

В четырех европейских странах - Соединенном Королевстве, Испании, Дании и Швейцария - кооперативы, особенно потребительские, создали целые сети туристических агентств (такие, как «Travelcare», «Eroski Tour», «Dansk Folke Ferie», «COOP Voyage», «M Travel») .

В сегодняшней Европе Европейский совет по Социальному Туризму (CETOS), основанный в 1986 году, может одновременно предложить туристам приблизительно 3 300 000 койко-мест для отдыха туристов. Его годовой оборот достигает $ 7,2 миллиардов . А участники, развивая потребительские кооперативы, одновременно направляют их деятельность на продвижение семейных ценностей, работу с молодежью, организуют подразделения, развивающие туризм.

В Италии существует «Legacoop Tourism» - это большая организация, активно развивающаяся на стыке двух секторов – кооперации и туризма. «Legacoop Tourism» - вторая по величине группа в Италии, представляющих частные сети розничных агентств. Эта группа взаимодействует примерно с 350 кооперативами. В «Legacoop Tourism» входят пятнадцать консорциумов, объединяющих хозяев гостиниц и туроператоров. Кооперативы управляют такими структурами гостеприимства, как отели, кемпинги, дома отдыха и горные сторожки. «Legacoop Tourism» также включает в себя сельскохозяйственные кооперативы, предлагающие отдых в сельских домах; рыбацкие кооперативы, предлагающие туристам не только отдых в домах рыбаков, но и возможность участия в профессиональном лове рыбы с рыбацких лодок. В «Legacoop Tourism» входят и кооперативы, которые, работая в парках - заповедниках живой природы, предлагают экологический туризм, школьные поездки, образовательные программы по изучению окружающей среды, организацию турпоходов.

Приблизительно тридцать итальянских туристических кооперативов являются членами другого объединения - «Associazione Italiana Turismo Respons abile» (Итальянская Ассоциация Социального Туризма).

В Бельгии действует специальное агентство по организации социального туризма – «Caisse nationale des vacances annuelles». Созданное много лет назад при поддержке кооперативного сообщества, это агентство имеет достаточно много причин, по которым оно занимается продвижением социального туризма. В первую очередь, это помощь малоимущим семьям, молодежи, инвалидам и пожилым людям. Одна из основных причин их деятельности – помощь в развитии отдаленных и экономически слабых территорий. Такая их деятельность позволяет поддержать доход фермеров на приемлемом уровне, увеличивает занятость в депрессивных регионах, способствует защите окружающей среды и сохранению местных ремесел и достопримечательностей. Клиентов, как правило, устраивает невысокая цена и высокое гостеприимство хозяев.

Кооперативы, активно занимающиеся развитием туризма, существуют не только в Европе, но и в Северной Америке. Говоря о Латинской Америке, нельзя не упомянуть «Cooprena» в Коста-Рике. Это кооператив, который стал лидером в области экологического туризма.

В Юго-Восточной Азии есть достаточно много туристических компаний, инициаторами создания которых были кооперативы. Они оказывают услуги членам кооперативов. Особенно много таких компаний в Японии и Корее. Есть также специализирующиеся на туризме кооперативы, работающие в Малайзии, Шри-Ланке, Непале, Вьетнаме, Индии и Китае.

Индийское правительство, например, рассматривает сельский туризм как одну из «точек роста». Понимая какую силу представляют кооперативы в Индии (они охватывают почти 100 % деревень в стране), власти рассчитывают на их активное участие в развитии туризма в сельских регионах.

В Африке можно привести в пример кооператив горных гидов области Килиманджаро в Танзании.

Как мы можем видеть, кооперативный туризм – значимое международное явление.

Ряд специалистов в области кооперативного движения с сожалением отмечает, что не всегда эта деятельность анализируется должным образом. По их мнению, эти данные очень важны. Особенно с позиций понимания на сколько социальный, сельский и экологический туризм, во взаимодействии с кооперативным движением, способны в долгосрочной и среднесрочной перспективе повлиять не только на стабилизацию социально-экономической ситуации сельских территорий и малых городов, но и их развитие.

На мой взгляд, сегодня в России имеются серьезные предпосылки для развития взаимовыгодного партнерства между кооперативным движением и туристической индустрией. Мы имеем возможность эффективно использовать предшествующий опыт многих зарубежных стран. Во многом это партнерство может быть направлено на развитие регионов, охрану культурно-исторического наследия, привлечение людей к активному участию в решении собственных проблем, содействие трудоустройству местных жителей, особенно в малых муниципальных образованиях и в сельской местности.

Калиничев Вадим Львович
Генеральный директор ООО «Туристическое агентство Кредо Тур»
Кандидат педагогических наук

Автор: shram
Опубликовано: 26.04.2013
comments powered by Disqus