Вы используете устаревший браузер.
Для того, чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из современных браузеров!
Авторизуйтесь
И перед вами будет еще больше возможностей!

Подготовка кадров для аграрного туризма как перспективное направление образовательной деятельности Волгоградского ГАУ

Сборник трудов первого Международного форума «Сельский туризм в России. Секция 4 – 2012 г.

Аграрный или сельский туризм – одно из наиболее перспективных направлений развития сельских территорий южных регионов Российской Федерации. Сравнительно молодой вариант экологического туризма, успешно развивающийся в целом ряде европейских государств, аграрный (сельский) туризм вполне способен стать важным сектором экономики российского села. Согласно данным Александра Борисовича Здорова, доктора экономических наук, многие годы изучавшего и изучающего организационно-экономические основы развития аграрного туризма, как в европейских государствах, так и, в первую очередь, в нашей стране, наивысшую пригодность среди европейских регионов России для совместной сельскохозяйственной и агротуристской деятельности имеют южные регионы, агрегированная оценка которых по указанным отраслям равна 8-ми баллам из 10, а суммарный потенциал достигает 79,2% при среднероссийском в 60,5%. [1]

И всё же, несмотря на весьма благоприятные социально-экономические региональные предпосылки, продвижение аграрного туризма, основывающегося на деятельности сельского жителя, должно учитывать серьёзные аспекты, связанные с квалификацией кадров, берущих на себя ответственность за организацию приёма туристов в сельской местности.

Идеи агротуризма, несмотря на всю их кажущуюся простоту, требуют самого серьёзного подхода к их реализации. Отдых в сельской местности, с вовлечением туриста в самые разнообразные нюансы деревенского быта, вплоть до участия в сельхозработах, должен сопровождаться грамотным и качественным обслуживанием со стороны хозяев сельских гостевых домов. Хозяева таких домов, а также агротурусадеб, хуторов и т. д., должны уметь сочетать искреннее радушие, гостеприимство с высокой степенью деликатности, тактичности, то есть, фактически, быть своего рода психологами, что чрезвычайно непросто, исходя из менталитета сельского жителя, человека простого, незатейливого, часто бесцеремонного, попанибратски относящегося к гостям. Помимо того, для развития своего бизнеса, владельцам объектов агротуризма необходимо иметь достаточно прочные познания в области нормативно-правовой базы данного вида деятельности, в экономике, в бизнес-планировании, методах продвижения своего турпродукта, прежде всего, в рекламе, в сфере информационных технологий, способных привлечь внимание потенциальных клиентов и автоматизировать работу малого предприятия и т. д. Таким образом, как это и характерно для мира туриндустрии, хозяин гостевого дома, агротурусадьбы или агротуркомплекса должен быть человеком разносторонним, обладать самыми разнообразными профессиональными знаниями, навыками и умениями, причём ни раз и навсегда запомненными, а постоянно пополняемыми, совершенствуемыми, для чего ему необходимо проходить эффективные программы обучения и переподготовки, мастер-классы, иметь возможность обмениваться опытом с коллегами - единомышленниками, то есть непрерывно повышать свою квалификацию.

Для решения вышеобозначенной проблемы - проблемы подготовки квалифицированных кадров для аграрного (сельского) туризма - в ряде регионов РФ уже разработаны соответствующие программы допобразования в рамках так называемых «Школ сельского туризма» и «Школ агротуризма». Данные «Школы» успешно действовали и действуют в Ивановской и Ленинградской областях, Республиках Алтай и Северная Осетия - Алания.

Так, к примеру, в Республике Алтай уже несколько лет успешно работает в данном направлении некоммерческое партнёрство «Орион», проводящее краткосрочные одно–двухдневные обучающие выездные семинары в отдалённых районах республики и последующие углубленные практические семинары в рамках «Школы агротуризма» для желающих серьёзно заниматься данным видом деятельности. Для успешного продвижения данной работы создан республиканский Интернет сайт zeldom.ru, подготовлена полезнейшая методическая разработка с ценнейшими практическими советами «Зелёный дом», одним из авторов которой является Светлана Гавриловна Шилова, ру-ководитель некоммерческого партнёрства сельских гостевых домов с одноимённым названием. [2]

Интереснейший образовательный проект в данном направлении – «TEMPUS», целью которого является разработка многоуровневой образовательной программы по сельскому туризму, реализуется в последние годы в Ленинградской области.

Однако, с точки зрения организации эффективно функционирующей «Школы агротуризма» в условиях Волгоградской области при Волгоградском государственном аграрном университете, наиболее интересен опыт Ивановской государственной сельскохозяйственной академии им. академика Д. К. Беляева. В данном вузе с 2008 г. успешно ведётся подготовка менеджеров гостевых домов по программе повышения квалификации «Менеджмент (Организация агротуристической усадьбы)», при этом число слушателей данных курсов с каждым годом растёт. Слушатели завершают обучение защитой дипломных работ с яркими презентациями своих гостевых домов, которые, как правило, к концу обучения либо уже действуют, либо начинают действовать по мере приобретения их хозяевами соответствующих профессиональных знаний, навыком и умений.

Успешное решение проблемы подготовки квалифицированных кадров для аграрного (сельского) туризма в Ивановской области стало во многом возможным благодаря тому, что там, на базе Ивановской ГСХА, сумели создать эффективную площадку для реализации взаимовыгодных проектов, точку соприкосновения между структурами федерального, регионального, муниципального уровня и главами сельских поселений, руководителями хозяйств, К(Ф)Х, сельским населением. Для дальнейшего развития данного образовательного проекта и популяризации аграрного (сельского) туризма среди населения Ивановской области, соответствующими структурами ИвГСХА и партнёрами вуза проводятся обучающие семинары, круглые столы, конференции, выездные занятия, выпускаются информационные бюллетени, листки, активно ведётся работа со СМИ, а с сентября 2012 г. обучение на курсах «Менеджер гостевого дома», благодаря возможностям Интернета, станет до-ступным для всех желающих, способствовать этому будет сайт «Электронное обучение» Ивановской ГСХА.

Анализируя складывающиеся в регионе предпосылки, ну хотя бы в части разрозненных, тут и там спорадически возникающих гостевых домов (Котельниковский, Ольховский, Руднянский, Чернышковский и др. районы) и реально оценивая имеющийся мощный научно-педагогический потенциал в лице преподавателей и сотрудников факультета сервиса и туризма и Института повышения квалификации кадров агробизнеса, солидную материально-техническую базу, крепкие и устойчивые профессиональные связи с муниципальными районами области, сельхозтоваропроизводителями региона, и, что немаловажно, большой авторитет, особенно среди сельских жителей, как в Волгоградской области, так и за её пределами, а также используя положительный опыт в разработке и реализации своих многочисленных программ дополнительного образования и агротуристского направления наших коллег из Ивановской ГСХА, в Волгоградском ГАУ следует создать базу для подготовки кадров для нового, пока ещё делающего свои первые шаги в нашем регионе, агротуристского бизнеса.

Для продвижения вышеуказанного перспективного проекта, в Университете, при методической помощи «АгроТуризмАссоциации», в течение 2012-2013 гг. будут разработаны программы краткосрочного повышения квалификации и переподготовки кадров агробизнеса в сфере агротуризма, о чём, в частности, шла речь на впервые прошедшем 28 апреля 2012 г. в Волгограде круглом столе «Развитие агротуризма в Нижневолжском регионе: проблемы и перспективы», организованном Волгоградским ГАУ. Для изучения емкости данного направления дополнительного образования и предварительной подготовки кадров в региональном масштабе, по опыту наших коллег из Республики Алтай, на 2012-2013 гг. запланирована серия одно-двухдневных обучающих выездных, в большей степени информационно-разъяснительных семинаров для местного населения сельских поселений области. Следует отметить, что к данной работе, в том числе, будут привлечены и наиболее инициативные и хорошо подготовленные в методическом отношении студенты. Также, для более широкого охвата заинтересованных в обучении по указанной программе, в том числе и городских жителей, исходя из имеющихся ма-териально-технических ресурсов, Волгоградский ГАУ имеет возможности для организации серии практических семинаров и региональной научно-практической конференции по проблемам аграрного туризма.

И ещё следует отметить, что для наиболее эффективной организации и проведения курсов по подготовке менеджеров аграрного туризма необходимо тщательно исследовать ресурсный потенциал аграрного (сельского) туризма региона, провести инвентаризацию агротуристских ресурсов и подготовить их подробный каталог, который можно будет использовать и для занятий со слушателями курсов, и в целом для продвижения данного вида туризма в нашем регионе.

И. В. Кривцов
Заместитель декана факультета сервиса и туризма, доцент, кандидат сельскохозяйствен-ных наук ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград

Список литературы

1. Здоров, А. Б. Организационно-экономические основы развития аграр-ного туризма. Автореф. дисс. д. с.-х. наук [Текст]/ А. Б. Здоров. – Москва, 2011. – 48 с.
2. Шилова, С. Г. Зелёный дом: методическое пособие по организации сельского туризма [Текст]/ С. Г. Шилова, Н. Я. Терехова, О. Ю. Образ-цова, М. И. Буйво

Автор: shram
Опубликовано: 29.08.2013
comments powered by Disqus